Материально-техническое обеспечение образовательной организации
Материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ способствуют реализации основных направлений деятельности ДОУ. В дошкольном учреждении созданы все условия для полноценного развития детей. Работа всего персонала направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников. В детском саду функционирует кабинет заведующего, а также Детский сад имеет все виды благоустройства: водопровод, канализацию, централизованное водяное отопление. Планировка этажей в здании детского сада коридорная. На первом этаже расположены пять групповых ячеек. Здесь же находится кабинет заведующего, медицинский блок, кабинет делопроизводителя, пищеблок, электорощитовая, прачечная, кастелянная, кабинет художественного творчества, кабинет педагога-психолога, два кабинета учителя-логопеда, кабинет учителя-дефектолога. На втором этаже шесть групповых ячеек, а также музыкальный зал, методический кабинет. Каждая возрастная группа имеет прогулочный участок, оборудование и оснащение, которое постоянно пополняется в соответствии с современными требованиями.
Групповые комнаты - 1
Оборудованные учебные кабинеты
Кабинет заведующего |
предназначен для ведения административно-хозяйственной
работы, совещаний с сотрудниками ДОУ, бесед с детьми и родителями. Оснащен
рабочим столом, компьютером, принтером, ксероксом, имеется интернет, телефон. |
Библиотека |
расположенная в методическом кабинете ДОУ, содержащая
научно-методическую, педагогическую литературу, детские издания,
периодические издания, раздаточный и демонстрационный материал для
организации образовательного процесса. В каждой возрастной группе имеются мини-библиотеки,
содержащие художественную, методическую и педагогическую литературу, серии
демонстрационных картин в соответствии с возрастом |
Игровые площадки |
Территория
детского сада разбита на игровые площадки, оснащенные прогулочными
павильонами, детским игровым оборудованием: качели, горки, домики, песочницы,
инвентарем для спортивных игр. Территория
благоустроена зелеными насаждениями, цветниками. Познавательному развитию
воспитанников способствует огород, на котором воспитанники в совместной
деятельности с взрослыми высаживают овощные культуры и ухаживают за ними |
Специализированный блок медицинской службы (медицинский
кабинет, процедурная) |
оборудованы в соответствии с санитарными требованиями. В
медицинском кабинете имеется ростомер, весы, рабочий стол медсестры, кушетка,
шкаф для хранения документации, медикаментов (медикаменты для оказания первой
неотложной помощи), холодильник для хранения вакцины, процедурный столик 1
шт., кварцевая лампа 2 шт. Для оказания доврачебной помощи в каждой группе
имеется аптечка. |
Пищеблок |
оборудован в соответствии с санитарными нормами, обеспечен
необходимым оборудованием – холодильник 2 шт, электроплита, электрическая
мясорубка, специализированные столы, кухонная посуда, инвентарь. Имеется
специализированная зона для мытья и обработки посуды. Все находится в рабочем
состоянии. Санитарно-гигиенический режим пищеблока соблюдается и находится под
контролем заведующего и медицинской сестры. |
Прачечная |
обеспечена стиральной машиной, электроутюгом, стеллажами
для хранения чистого белья, полотенец, спецодежды. |
Кладовая |
предназначена для хранения продуктов. В ней находится
холодильник 1 шт., весы, стеллажи, крупы расположены на подтоварниках.
Ведение документации, прием продуктов осуществляет зав. хозяйством и
ст.медсестра. |
Все основные компоненты развивающей предметной
среды в ДОУ включают оптимальные условия для полноценного развития дошкольников, предметно-пространственная
среда строится с учетом ФГОС в соответствии с возрастными особенностями
воспитанников
Объекты для проведения практических занятий
Для полноценного осуществления
образовательной деятельности в ДОУ функционируют объекты для проведения
практических занятий:
Все
объекты для проведения практических занятий с воспитанниками, а также
обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности
детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и
искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с
требованиями санитарных правил и норм.
Для полноценного осуществления образовательной
деятельности в ДОУ учебные кабинеты, объекты спорта, культуры оснащены всем
необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных
правил для освоения основной общеобразовательной программы дошкольного
образования и дополнительных образовательных программ ДОУ .
В группах
детского сада организованы специальные зоны для различных видов коллективной и
индивидуальной деятельности детей.
Группы
оснащены необходимым современным и разнообразым игровым оборудованием,
дидактическим и демонстрационным материалом, аудиовизуальными средствами.
Предметно -
пространственная организация групповых помещений служит интересам и
потребностям детей, а ее элементы развитию каждого ребенка. Обеспечен
свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, имеются полифункциональные
игрушки, неоформленный материал ("заместители"), мягкие модули,
используется мягкая мебель. Разнообразное оборудование помещений в
группах позволяет ребенку заниматься заинтересовавшей его деятельностью,
по желанию сменить ее.
№ |
Название кабинета |
Функциональное использование |
Паспорт объекта |
1 |
В ДОУ функционирует -1 группа |
Модульный стандарт на каждый учебный кабинет. |
|
2 |
·
Помещение
предназначено для проведения прививочных процедур, медицинского осмотра
детей. |
Модульныйстандарт |
|
3 |
Музей народного быта |
·
Помещение
предназначено для ознакомления воспитанников с традициями, обычаями,
особенностями народного искусства. |
Библиотека
Литература – наиболее доступный в
воспитательно-образовательном отношении вид искусства. Ее доступность
обусловлена родным языком. В поэтических образах художественная литература
открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств
и взаимоотношений. Она делает эмоции насыщенными, воспитывает воображение и
дает дошкольнику прекрасные образцы литературного языка.
Детская художественная литература, призвана развивать
у читателя чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение
понимать и ценить произведения искусства. Художественная литература служит
средством умственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное
влияние на развитие и обогащение речи.
Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как
процессу и ведущей деятельности человека сегодня актуальна как никогда. Техника
(аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые образы, особым способом
воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды
этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи,
воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.
Аксиома в данной проблеме является то, что мы не властны, да и не имеем права
лишать ребенка всего того, что принес прогресс.
Как не имеем права не замечать и отрицать все то, что электронный мир
таит в себе. Как помочь малышу полюбить книгу, чтобы он стал ее пленником на
всю жизнь? Совсем не случайно 2003-2012 гг. ООН объявила Десятилетием
грамотности. Вот почему вопросы формирования интереса к художественной
литературе требуют повышенного внимания. Особое место в дошкольных учреждениях
занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и
средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса
к книге.
В качестве нестандартного метода
приобщения дошкольников к литературе в
некоторых детских садах создаются детские библиотеки. В научно – методических и
практических журналах появляются первые публикации такого опыта. Данный метод
заинтересовал и коллектив нашего детского сада . В результате около трех лет
назад в детском саду открылась детская библиотека - новое и еще не совсем привычное направление
нашей деятельности.
Этому событию
предшествовала работа с детьми и их родителями. Так, для того чтобы изучить,
как организовано домашнее чтение в семьях, было проведено анкетирование, в
котором приняли участие 75 человек (родители воспитанников от младшей до
старших групп). Главная задача опроса состояла в том, чтобы выяснить
заинтересованность родителей проблемой
приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению. В результате анкетирования выяснилось:
- родители не так часто покупают детям книги (основной
«подарок» - это игрушки, сладости);
- совместное чтение детской литературы происходит
довольно редко (сложный ритм жизни, нехватка времени);
- подписываются на периодическую печать для малышей
практически единицы.
Также из общения с родителями выяснилось, что они
крайне редко бывают с детьми в городской библиотеке.
Учитывая данные, полученные в результате
анкетирования, было принято решение об открытии библиотеки в стенах дошкольного
учреждения. Для создания библиотеки было выделено помещение и оборудование:
стеллажи, полка для оформления выставок и столы. Но основной задачей было
создание полноценного книжного фонда. К этой работе были привлечены семьи
воспитанников. Была проведена акция «Книжкин дом». В ее ходе родители приносили
как вновь купленные книги современных писателей, но и книги, которые
пользовались популярностью в семье. Книжный фонд активно пополнялся
сотрудниками детского сада. Литература приобреталась и за счет бюджетных
средств. В результате получился фонд, включающий в себя около 6о книг. В
библиотеке книги были систематизированы по разделам.
- народные, авторские сказки;
- об истории страны;
- о детях, взрослых и их взаимоотношениях;
- о природе, временах года;
- познавательная литература.
Для того чтобы детям было удобнее найти книгу по
нужной теме, каждый раздел обозначен художественным символом (деревом,
солдатом, сказочным персонажем…). Вся эта атрибутика создана специально для
детей как модель настоящей библиотеки, с тем, чтобы воспитать у дошкольников
потребность в ее посещении, дать первоначальные навыки пользования
информационными ресурсами. Кроме книг в библиотеке есть дополнительные
экспозиции: «Чудо- книга», «Из истории книги».
Экспозиция «Чудо- книга» - это книги, изготовленные из разного
материала, разными способами, книги с сюрпризом. Экспозиция «Из истории книги»
- это книги из бересты, глины, папируса. И дополнительно в библиотеке находится
периодическая литература, журналы «Филя», «Карапуз», «Вини-Пух».
В начале учебного года воспитатели проводят вводную
экскурсию, в ходе которой дети знакомятся со всеми достопримечательностями
Книжного царства. Воспитатель рассказывает о правилах поведения в библиотеке, о
том, из каких отделов она состоит. Проведение
экскурсий способствует формированию у детей умение пользоваться библиотечным
фондом, а также усвоению объема («библиотека»,
«стеллаж»).
Посещения библиотеки детьми организуются воспитателем
группы по мере необходимости и планово. Во время режимных моментов воспитатель
может прийти с подгруппой детей в библиотеку, рассмотреть книги, обсудить,
чтобы они хотели прочитать и выбрать книгу. Если книга представляет собой
сборник сказок или рассказов, воспитатель учит детей работать с оглавлением.
Эта книга записывается воспитателем в формуляр, и воспитатель расписывается за
взятую книгу. Это немаловажная деталь: так как дети чувствуют ответственность
за книгу, взятую ими в пользование. После посещения библиотеки педагог вместе с
детьми в группе вспоминают, что им помогло найти книгу, на что они обращали
внимание в ходе поиска, как нужно обращаться с библиотечной книгой и т.д. В
группе эти книги помещаются в книжном уголке, используются воспитателем для
чтения и самостоятельного рассматривания детьми. При восприятии литературного
произведения дети, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют
внешность персонажа, его действия, поступки. Дошкольники переживают все, что
происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа,
благополучному исходу событий, торжеству добра над злом. После прочтения книги
в таком же порядке возвращаются в библиотеку.
Плановые посещения библиотеки детьми организуются
заранее. Как правило, они приурочены к замечательной дате, связанной с именем
детского писателя, либо определенной теме (книги о природе, любимые сказки,
писатели родного края и т.д.).
Самостоятельное индивидуальное посещение библиотеки ребенком
затруднительно, поэтому «функцию» читального зала берет на себя книжный уголок
в группе, в котором дети в любое время могут взять книгу для просмотра или
чтения.
Наш опыт показывает, что лучшими читателями становятся
те, кто рано познакомился с книгой. Поэтому привлечение будущих читателей в
библиотеку нужно как для расширения их компетентности, так и для увеличения
возможностей влияния на становление их читательских интересов в будущем.
Надеемся, что положительное отношение к книге, к
процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом
успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и
помощником ребенка на протяжении всей жизни.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения наряду с живым словом педагога
являются важным компонентом образовательного процесса и элементом
учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного
процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его
компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а
также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в
качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и
обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В ДОУ имеются следующие средства обучения :
·
печатные (учебники и
учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы,
раздаточный материал и т.д.);
·
наглядные плоскостные
(плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
·
демонстрационные
(гербарии, муляжи, макеты, стенды);
·
учебные приборы (компас,
барометр, микроскопы, колбы, и т.д.);
·
спортивное оборудование
(гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Принципы использования средств обучения:
·
учет возрастных и
психологических особенностей обучающихся;
·
гармоничное
использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для
комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение
ребёнка через визуальную, , кинестетическую системы восприятия в
образовательных целях;
·
учет дидактических целей
и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
·
сотворчество педагога и
обучающегося;
·
приоритет правил
безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в
детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии
с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических
ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных
задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение
воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации
как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной
деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и
при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом
интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут
использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и
воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая,
продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая,
музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы),
которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне
дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности
ребенка.
Оборудование отвечает
санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и
эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в каждой
возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная
литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского
сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная,
познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Для формирования математических
представлений имеются демонстрационные
и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений
(схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный)
строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего»,
металлические, деревянные и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы
для составления рассказов, фланелеграф, аудио- и видеоаппаратура, телевизор,
энциклопедии и пр.
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели,
игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня»,
«Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.),
для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.
Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где
имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии,
карты, схемы.
Для физического развития в группах оборудованы физкультурно-оздоровительный
центры (спортивные уголки в группах) , в которых имеются: массажные
коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, обручи, мячи разных
размеров, скакалки, кегли, малый
кольцеброс, мяч баскетбольный, теннисные ракетки, маски и атрибуты
для подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим
требованиям. центры здоровья и физкультуры, в которых имеется различное
оборудование:
На участке детского сада оборудована спортивная
площадка для занятий детей на улице, на которой имеются пособия для
равновесия, для укрепления мышц рук, развития ловкости, лазанья, беговая
дорожка, яма для прыжков, ворота для игры в футбол.
Игровые площадки оснащены песочницами, качелями, столиками для игр и
занятий; растет множество видов деревьев, цветущие кустарники, разбиты
цветники.
Коллектив ежегодно облагораживает игровые
площадки, пополняя новыми постройками и спортивными сооружениями, малыми
архитектурными формами для активной физической деятельности
воспитанников.
Материалы и пособия, предназначенные детям,
доступны и функциональны, обеспечивают необходимые условия для
самореализации.
Условия питания обучающихся в учреждении
С целью организации сбалансирования
рационального питания детей и сотрудников в
МКДОУ, строгого выполнения и соблюдения
технологии приготовления блюд в соответствии
с меню, выполнением норм и калорийности, а
также осуществления контроля по данному
вопросу в соответствии с Сан ПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г. №26,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Организовать
питание детей в МКДОУ в соответствии
с
« Примерным 10 –
дневным меню для организации питания детей
в возрасте от 1,5 до 7
лет, посещающих ДОУ с 10.5 – часовым
режимом функционирования. Изменения
в меню разрешается вносить только с
разрешения заведующего ДОУ.
2. Возложить ответственность за
организацию питания на исполняющую обязанности:
по выписке меню медсестра Магомедова
П.Г.
3. Утвердить график приема пищи:
Завтрак -
9.00 - 9.30
Обед - 12.20
- 12.50
Полдник -
15.30 -
15.50
4.Ответственному за питание заведующая
4.1.Составлять меню - требование накануне
предшествующего дня, указанного в меню;
4.2.При составлении меню учитывать следующие
требования:
-
определять нормы на каждого ребенка и
сотрудника согласно таблицы СанПиН , проставлять норму
выхода блюд;
- при
отсутствии наименования продукта в бланке
меню дописывать его в конце списка;
- в
меню ставить подписи согласно требованию;
4.3.Представлять меню для
утверждения заведующего накануне предшествующего дня,
указанного в меню;
5.Сотрудникам пищеблока, отвечающим за
организацию питания в учреждении ( повару) :
5.1.разрешается работать только по
утвержденному и правильно оформленному меню;
5.2 за своевременность
доставки продуктов, точность веса, количество, качество
и ассортимент получаемых с базы продуктов
несут ответственность завхоз и экспедиторы.
5.3. обнаруженные некачественные продукты
или их недостача оформляется актом;
5.4.получение продуктов в кладовую
производит завхоз, материально – ответственное лицо;
5.5.выдачу продуктов из кладовой на
пищеблок производить в соответствии с утвержденным
заведующим меню, не позднее 17.00 час.
предшествующего дня, указанного в меню;
6.Повару строго соблюдать технологию приготовления
блюд.
7.Создать комиссию по снятию
остатков продуктов питания в кладовой в следующем
составе:
- заведующая
- воспитателя
- завхоза
8.Комиссии ежеквартально производить
снятие остатков продуктов в кладовой и обо
всех нарушениях ставить в известность
руководителя.
9.Повару ежемесячно проводить выверку
остатков продуктов питания.
10.По вопросам питания сотрудников:
- назначить
ответственным за ведение табеля питания
сотрудников и по выписке меню, повара
11.В пищеблоке необходимо иметь:
- инструкции по охране труда и
технике безопасности,
- инструкции по соблюдению санитарно-
эпидемиологического режима,
- картотеку технологии приготовления блюд,
- медицинскую аптечку
- график выдачи готовой пищи,
- нормы готовых блюд
- суточные пробы за 2 суток,
- вымеренную посуду с указанием объема
блюд.
Условия охраны здоровья обучающихся
1.1. Настоящая инструкция направлена на охрану здоровья
детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и
оздоровлению в дошкольных организациях и разработана на основании методических
рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда
утвержденных постановлением Минсоцразвития РФ № 80 от 17.12.2002г. и СанПиН
2.4.1.2791-10 для дошкольных организаций.